БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением отдельных предметов"
Омск
  • Функциональная грамотность

    Что такое «функциональная грамотность»?

     Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

     «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

     Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

     В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

     Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

      Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    1. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
    1. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    1. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
    1. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
    1. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

    Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 

    Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от 06 мая 2019 года «Об утверждении методологии и критериях оценки качества общегоо образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 года № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценкефункциональной грамотности»

    Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации  от 15 сентября 2021 г. № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению  качества образования в субъектах Российской Федерации»

    Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении  работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования от 17 сентября 2021 г. № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»

     

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

    Распоряжение Министерства образования Омской области от 17.09.2021 № 3192 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Омской области»

    Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Омской области, на 2021/2022 учебный год 

     

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся  БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов»

     

    ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

    Практики (мастер-классы) участников регионального подпроекта Омской области

    Экспертное бюро «ПРО-сегмент». Вебинар «Функциональная грамотность в образовательной программе школы»

    Академия Минпросвещения России. Марафон функциональной грамотности. Диалог на тему: ФГОС и PISA

    Дискуссионная площадка «Качество образования и функциональная грамотность». Участники: С.А. Ладыгина, Академия Минпросвещения России

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО»). Вебинар «Повышение функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций»

    Методические пособия по  формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся  на официальном сайте Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Казанского федерального университета

    Читательская грамотность

    Математическая грамотность

    Естественнонаучная грамотность

    Финансовая грамотность

    Обеспечение качества чтения, математического и естественнонаучного образования в начальной школе

     

    ССЫЛКИ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

    Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

    Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»

    Открытые задания PISA на официальном сайте  федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie